Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Что такое умный город и как его построить?

16 марта 2020 , Деловой Квартал

Коммерческий директор компании AT Consulting Восток Евгений Крюков рассказал о цифровом потенциале Новосибирска.

_______

Большое количество информационного шума создало у новосибирцев ощущение близкого технологического чуда, которое вот-вот должно на нас обрушиться, и все мы уже завтра станем жителями умного города. Только ленивый не использует эту тему в своих маркетинговых и коммерческих целях.

На деле же работы по внедрению и реальному применению смарт-технологий — непочатый край. В этом плане Новосибирск — обычный провинциальный город со своими проблемами. В рейтинге «IQ городов», который подготовил Минстрой России, мы занимаем достаточно высокую восьмую позицию среди городов-миллионников, но воспринимать ее нужно скорее как аванс — просто в других регионах ситуация еще хуже. С большим отрывом лидером здесь выступает Москва, которая находится на другом уровне в части информатизации.

Государство реализует это направление через ведомственный проект Минстроя «Умный город», который является частью нацпроекта «Жилье и городская среда» и взаимосвязан с нацпроектом «Цифровая экономика». Он состоит из мероприятий по цифровизации управления городским хозяйством. Стоит очертить конкретный круг задач, которые должны решаться и уже частично решаются в Новосибирске, и обозначить, что именно получит в результате каждый новосибирец.

Вопросы насущные

Прежде всего стоит говорить об интеллектуальной транспортной системе, призванной решить проблемы пробок и ожидания общественного транспорта. И это вовсе не «умные остановки».

Хотят ли новосибирцы тратить часть своей жизни на комфортное ожидание автобуса, подключаясь к Wi-Fi на «умной остановке» или отслеживая перемещение транспорта на экране? Не думаю. Нужно внедрять интеллектуальное управление трафиком, стремиться к максимальному сокращению времени ожидания транспорта и нахождения в пробках. «Умная остановка» — это, конечно, красиво, но какой бы комфортной она ни была, гораздо лучше, если вообще не нужно ждать транспорт. А посмотреть движение автобусов можно и в смартфоне.

Важно, что необходимость создания интеллектуальной транспортной системы крупных городов, в том числе в Новосибирске, понимают на федеральном уровне. Власти готовы направить беспрецедентное финансирование на эту задачу.

Следующий ключевой момент — создание интеллектуального центра городского управления на базе ЕДДС (единой дежурной диспетчерской службы). Умный город — это безопасный город, который, например, включает в себя системы видеонаблюдения. Видеоархив за 30 дней — бесценный (а иногда и единственный) инструмент для правоохранительной системы при расследованиях.

Интеллектуальный центр управления также включает в себя решения по цифровизации ЖКХ, в том числе энергоэффективное освещение на улицах и на социально значимых объектах.

О каких вопросах можно здесь говорить? Во-первых, энергоэффективное освещение пока не получило массового распространения и носит локальный характер. Во-вторых, у муниципалитета пока не отработан механизм объективного контроля исполнения контрактов в части энергоэффективного освещения. Когда никто не контролирует уровень освещенности улицы, у сервисной компании возникает соблазн снизить его и тем самым сократить свои затраты. При этом компания продолжит получать гарантированный стабильный доход.

Общественный контроль

Еще один аспект, который хотелось бы затронуть, — это системы вовлечения и голосования граждан по вопросам управления городским хозяйством. Я уверен, что жители не вовлекаются в решение важных задач не потому, что им все равно, а потому, что нет удобного инструмента для этого. Сравните количество действий: голосовать на сайте (найти сайт, найти голосование, заполнить анкету, пройти регистрацию и верификацию) или воспользоваться приложением на смартфоне с регистрацией по номеру телефона.

Отраслевыми стандартами являются мобильное приложение для жителей Московской области «Добродел» и система для органов власти — ЦУР (центр управления регионом). Я бы настоятельно рекомендовал администрации Новосибирска внимательно изучить опыт Подмосковья в этом направлении. Нужно внятно сформулировать требования к системе, чтобы затраты на ее создание были минимальными. Задачи должны быть конкретными, нацеленными на решение проблем обычных людей.

Где деньги, Зин?

Каковы сдерживающие факторы на пути к светлому смарт-будущему? Как это часто бывает, многие вещи упираются в финансирование и организацию работы. Так, ИТ-бюджет Новосибирской области на два порядка превосходит аналогичный бюджет города Новосибирска. При этом область может позволить себе затраты на абстрактные платформы и покупку лицензий на еще не существующие камеры видеонаблюдения. Если ИТ-бюджет области настолько избыточен, то почему бы не передать часть средств муниципалитетам на решение давно назревших проблем?

Еще одна проблема — кадры

К сожалению, развитие ИТ-отрасли для города не приоритет. Пока ни о какой цифровой трансформации в городском управлении даже нет речи. Как следствие — в отраслевых департаментах нет специалистов в области ИТ.

Тут важно привлекать внешних экспертов, которые могут сформулировать конкретные требования к разработчикам. Привлекать таких специалистов, которые сами обладают экспертизой в требуемых отраслях, знают последние тенденции ИТ.

У новосибирцев — собственная гордость

Но не все так плохо у нас. Наличие академической школы и сильных местных ИТ-компаний — наше преимущество. У нас много молодых перспективных специалистов, которые заинтересованы в том, чтобы город становился лучше и удобнее с каждым годом.

Сегодня Новосибирск не только готов решать сложные задачи по цифровизации, но и с успехом может делиться экспертизой и технологиями с другими регионами.

Силами рабочей группы департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Новосибирска разработана дорожная карта проекта «Умный город». Если все запланированное будет реализовано в полном объеме, каждый новосибирец заметит, что пробок стало меньше, а городские и коммунальные службы работают слаженно и оперативно.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Представительства