Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Деньги на ветер или кому реально нужна степень MBA

1 декабря 2016 , Rusbase

На определенной ступени карьеры многие начинают задумываться о получении степени MBA. Часто у них возникают одни и те же вопросы: нужно ли это? Где это сделать — в России или за рубежом? Оценят ли российские работодатели? Екатерина Илащук, руководитель отдела обучения компании AT Consulting, ответила на все вопросы и рассказала, кому действительно стоит получить степень.

_______

Короткая история

Программа MBA впервые появилась в Америке в начале ХХ века. Она приобрела популярность благодаря ориентации на практический опыт. Теория в подготовке обучающихся занимает небольшое место, основной упор делается на работе с практическими кейсами.

Если кратко, то MBA — программа подготовки руководителей высшего звена, профессиональных управленцев. Сотрудники получают практическую информацию от гуру бизнеса. Цель одна — научить управлять людьми, временем и финансами. Набор дисциплин может быть различен: стратегия, управление, лидерство, маркетинг и другие.

Кому это надо

Многие эксперты сходятся во мнении, что самое ценное в MBA — возможность обсудить с ведущими практиками актуальные бизнес-кейсы и получить новые знания. Если суметь правильно использовать этот шанс и грамотно перенять опыт коллег, то ваша работа станет эффективнее. А это уже ведет к продвижению по карьерной лестнице и повышению вашей ценности на рынке.

Но диплома как факта для этого недостаточно. Понятно, что диплом добавляет определенный вес резюме. Но все же работодатели ориентируются на опыт и умения. Например, согласно последнему исследованию HAYS, 40% работодателей отмечают, что профессиональные навыки кандидата важнее, чем степень MBA.

MBA актуально, когда у сотрудника уже есть накопленный опыт, практические кейсы, и он может применить полученные знания на практике, обменяться ими с коллегами по курсу. Смысл получать бизнес-образование есть только тогда, когда тебе нужно решить конкретные практические задачи.

Прежде чем решиться на MBA, задайте себе несколько вопросов:

- Смогу ли я применить приобретенные знания на практике?

- Будут ли у меня на то полномочия, возможности и ресурсы?

- Интересен ли мой багаж знаний сокурсникам?

Если хотя бы на один вопрос ответ «нет», то вы зря потратите время и деньги. Нужно четко понимать конечную цель, иначе отсутствие результатов вас демотивирует. Если MBA не подходит, прокачайте себя на других курсах, поступите в магистратуру или присмотритесь к зарубежным стажировкам.

Альтернативные программы

MBA — это длительная программа, она требует много времени, упорства и денег. Курс включает в себя много блоков и тем, и на реализацию полученных знаний потребуется больше времени. Вот почему сейчас наблюдается тенденция падения спроса именно на полноценный МВА, но при этом продолжает расти интерес к общему бизнес-образованию.

Не все готовы тратить два года на повышение квалификации, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена хотят получать информацию, которая будет полезна здесь и сейчас. Поэтому они все чаще выбирают модульные программы либо ищут решения, позволяющие проходить обучение, минимально отвлекаясь от работы.

Модульные программы предполагают получение необходимых навыков для решения актуальных задач за короткие сроки. Получается, на чаше весов, с одной стороны, большой дорогой сложный продукт MBA, а с другой — короткие модульные программы, позволяющие быстро продвинуться дальше.

Российская или зарубежная школа?

Что касается географии, то все большей популярностью пользуются российские учебные заведения. Всего несколько лет назад все стремились получить «печать» стандарта качества западного MBA-образования. Затем постепенно стали открываться совместные проекты — филиалы иностранных школ, из которых выросли российские. Пока отечественное бизнес-образование не может похвастаться большим выбором программ, но оно активно развивается, и у него есть ряд преимуществ. Например, возможность совмещать учебу с работой, в отличие от западного MBA. Получение зарубежного бизнес-образования предполагает выход из рабочего процесса, что не всегда удобно. Кроме того, наши школы хорошо понимают специфику отечественного рынка, а получать бизнес-образование в России дешевле, чем на Западе. Российские школы независимы от курса иностранной валюты.

В конечном итоге не так важно, выберете ли вы российскую или зарубежную программу. Главное — это практическая польза и те цели, которые вы перед собой ставите.

Личный опыт

Одна из популярных бизнес-школ в России — это «Сколково». Например, мы отправляли туда наших сотрудников на обучение, они оставили о ней хорошие отзывы. Программа стоит около 700 тысяч рублей и состоит из четырех модулей, по несколько дней каждый.

Дипломы MBA в нашей компании есть в основном у топ-менеджеров — у кого-то западные, у кого-то российские. Этот момент мы обсуждаем с каждым сотрудником индивидуально и исходя из этого подбираем необходимый курс.

Понятно, что сразу же оценить результаты MBA не получится. У программ пролонгированный эффект. Но точно могу сказать, что смысл в них есть. Развивая одного сотрудника, мы развиваем всю компанию. Менеджеры передают знания своим подчиненным, и повышается эффективность работы всего коллектива. За последние пять лет MBA в нашей компании получили три сотрудника.

Мои советы тем, кто решил получить MBA:

- выбирайте подходящую программу;

- взвешивайте все «за» и «против»;

- изучайте состав преподавателей;

- познакомьтесь с будущими сокурсниками. Необходимо понять, интересно ли будет обменяться с ними кейсами;

- оцените возможность совмещения с работой (если это важно).

Отзывы

Альфа-Банк

Дмитрий Сережин, финансовый директор, блок «Финансы» Альфа-Банка

Сотрудничество с консультантами AT Consulting, учитывая их опыт и экспертизу, дают нам уверенность в качественном результате совместно реализуемых  проектов.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Представительства