Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Эффективный ТЭК: как преодолеть информационную раздробленность?

29 марта 2012 , Национальная деловая сеть – iBusiness

Максим Лесниченко, директор блока ТЭК компании AT Consulting, в колонке для деловой сети iBusiness рассказал о том, какие проблемы он видит в отрасли энергетики и как их можно решить с помощью грамотной автоматизации.

_______

После кризиса предприятия топливно-энергетического комплекса столкнулись со значительным ограничением роста тарифов и цен на их услуги, вследствие чего отрасль стала внимательнее оценивать эффективность инвестиций. Вопрос, куда вкладывать бюджеты, на какие активы воздействовать, становится все более актуальным. В связи с этим одной из приоритетных задач для предприятий ТЭК оказывается именно управление активами. Под активами в данном случае подразумеваются ресурсы (производственные, транспортные, инфраструктурные, здания и сооружения, земельные участки, и т.д.), используемые предприятиями. Процесс управления активами включает в себя планирование, организацию, учет и контроль использования ресурсов. Высокий уровень износа активов – одна из глобальных проблем инфраструктурных компаний в России. При этом менеджеры не всегда владеют достаточной информацией для того, чтобы своевременно устранять проблемы или предотвращать их вовсе. К примеру, выше мастера участка может никто не знать, в каком состоянии находится электрическая сеть. В условиях дефицита такое неэффективное использование средств вызывает все новые дыры в экономике предприятия и отрасли в целом.

Информационная раздробленность, на мой взгляд, связана с недостатками подходов к управлению предприятием, которые в том числе распространяются на ИТ. Их совершенствование должно включать целый комплекс мероприятий, связанных с изменением организационной структуры и бизнес-процессов, автоматизации процессов сбора и обработки информации, планирования, учета и контроля исполнения. Компании нуждаются не только в автоматизации ремонтных программ, но и в анализе прогнозирования, минимизации производственных рисков. Ни один компьютер не сможет принять решение за человека, поэтому автоматизация должна, прежде всего, включать интеллект и интуицию управленцев. Задача менеджеров понять и воплотить подходящую для предприятия модель движения информации, а не просто внедрить платформу. Такая модель может быть реализована в корпоративной системе, в Excel, в почте или на бумаге. Но следует учитывать, что в ТЭК объем информационных потоков колоссален. Так, в наиболее передовых российских компаниях количество сотрудников, работающих с центральной информационной системой, составляет приблизительно четвертую часть персонала. Офисные инструменты просто не выдержат данные по миллионам объектов. По масштабам бедствия здесь могут помочь только крупные, правильно выстроенные системы.

Но и здесь есть свои трудности. Поставив новую платформу, предприятие может столкнуться с недовольством сотрудников. Некоторые не приемлют новые задачи, обуславливая это дополнительной нагрузкой, некоторые ссылаются на недостаток собственной квалификации. Кроме того, высокие требования к развитию информационных систем повышают сложность внедрения новых решений. Масштабы проектов для предприятий ТЭК значительны. Необходимо унифицировать большое количество функций, процессов, элементов данных, описать сложные взаимосвязи между ними. У отдельных подразделений предприятий очень разные степени готовности к внедрению. Аналоги, которые можно было бы использовать в качестве прототипа, отсутствуют. Для успешного внедрения новых решений, необходимо четко понимать, какие цели должны быть достигнуты, а к участию в реализации проектов привлекать специалистов, обладающих специфическим для рынка ТЭК опытом.

В любом случае отсутствие единых систем заметно усложняет процесс сбора информации. Вероятность ее искажения очень высока, так как обрабатывается она не своевременно и поступает к руководству, преодолев несколько отделов. Приведу пример. Энергетики на предприятии Х не могли понять, почему у них высокий уровень аварийности. Расспросив сотрудников, они предположили, что проблема была в изоляции проводов. Когда же опросили ответственных диспетчеров, оказалось, что информация серьезно искажалась. Просеки трасс не были почищены, и падающие деревья вызывали короткие замыкания. Похожую проблему мы могли наблюдать в условиях ледяного дождя прошлой зимой. Эффективность вложений при отсутствии достоверной информации крайне низкая.

В этом смысле цель ИТ – сделать так, чтобы не было искушения что-либо приписывать и искажать. И здесь важно именно управление. Интеллектуальный человеческий анализ не сравним с компьютерным. Но отрицать преимущества систем в автоматизировании рутинных процессов, в хранении очень большого количества информации и облегченного доступа к ней в любое время, бессмысленно. Процесс информатизации неизбежен, и люди должны найти себе в нем подходящее место, место эффективных управленцев. Трудовые ресурсы освобождаются для производственной и аналитической работы, а не для бумаготворчества. Такой интенсивный путь развития кадров в свою очередь увеличивает успех организации.

Отзывы

Альфа-Банк

Михаил Коленкин, первый заместитель руководителя блока ИТ Альфа-Банка

Стратегическим партнером Альфа-Банка в развитии Business Intelligence выступает компания AT Consulting, с помощью которой мы успешно осуществили ряд важных инфраструктурных и бизнес-проектов,  например таких, как миграция хранилища данных на новую платформу, запуск системы управления маркетинговыми кампаниями.

Отзывы

Альфа-Банк

Дмитрий Сережин, финансовый директор, блок «Финансы» Альфа-Банка

Сотрудничество с консультантами AT Consulting, учитывая их опыт и экспертизу, дают нам уверенность в качественном результате совместно реализуемых  проектов.

Представительства