Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Информатизация госсектора

15 апреля 2016 , TAdviser

Дмитрий Васильев, партнер компании AT Consulting, директор блока регионального бизнеса, в интервью TAdviser рассказал о значимых государственных ИТ-проектах, проблемах федеральной и региональной информатизации, а также о перспективах государственно-частного партнерства в сфере ИТ.

_______

Как вы оцениваете динамику развития федеральных информационных систем государства (Электронное правительство в целом, ведомственные системы ФНС, ПФР, ФМС, Росреестра и т.д.) в 2014-2015 годах? Наблюдаете ли практические результаты инвестиций в ИТ? Или о реальных изменениях пока говорить рано?

Дмитрий Васильев:
— Результаты у разных ведомств федерального уровня неоднородны. Высокий уровень информатизации демонстрируют органы власти, работа которых подразумевает обработку большого количества операций ежедневно и ежемесячно. Это ФНС, ПФР, Росреестр, ФССП, Минфин. Эти ведомства сохраняют традиционно высокие показатели. Значительного прогресса за последние два года добилось МВД, где ведется крупнейший ведомственный проект по внедрению единых ИТ-сервисов и стандартов во всех территориальных подразделениях.

Таким образом, можно подвести своего рода «промежуточный финиш» к концу 2015 года: все федеральные органы власти, выполняющие массовые функции, автоматизировали их в достаточно высокой степени и стали ИТ-зависимыми клиентами на рынке. Это означает, что эти структуры уже не могут выполнять свои обязанности без информационных систем, их деятельность в ежедневном режиме завязана на ИТ. По моему мнению, там добились практической пользы от применения информационных технологий. Этот факт, наличие таких ведомств, расцениваю как достойный результат для нашей страны.

В то же время есть федеральные структуры, деятельность которых не сильно завязана на ИТ. В таких ведомствах, конечно, есть «обязательные атрибуты» современного органа власти в виде нескольких ресурсов: интернет-портала, компьютеров на рабочих местах чиновников и часто систем электронного документооборота.

Работа подобных организаций после внедрения ИТ принципиально не изменилась. Возможности средств автоматизации там полноценно не используются. По моей оценке, от 30 до 40% всех федеральных органов власти находятся в таком состоянии. Думаю, что некоторым из таких структур может потребоваться модернизация, что выльется в новые проекты на рынке. Остальным же не обязательно вкладываться в ИТ, так как на функции и показатели работы информатизация не сильно влияет.

Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы федеральной информатизации (нехватка бюджета, недостаточная координация проектов, дефицит компетенций, неэффективность расходов, отсутствие конкуренции между подрядчиками, недостаток внимания первых лиц государства и т.п.)?

Дмитрий Васильев:
— На федеральном уровне на информатизацию выделяются самые значительные бюджеты. К примеру, ТОП-10 ведомственных бюджетов на ИТ на 2016 год в сумме дают цифру более 30 млрд рублей. Внушительно, согласитесь? Но денег всегда мало, как говорит житейская мудрость.

Существенно повысить эффективность проектов на федеральном уровне способны организационные меры, которые привели бы к изменению подхода к работе. Сейчас каждое ведомство как удельное княжество создало и поддерживает свой «ведомственный информационный ландшафт». В каждом таком «ландшафте» встречаются и встречались одинаковые задачи, решаемые каждой организацией самостоятельно.

Практически не бывает, чтобы для решения схожих задач организация пользовалась системой, разработанной для другого ведомства. Единичны и примеры создания общего ИТ-решения в целях сразу нескольких ведомств. Я уверен, за таким подходом – будущее. Он потребует самоорганизации ИТ-рынка, принятие общих правил, процедур и стандартов.

В этой связи возрастет роль объединений и ассоциаций в ИТ-сфере. Эти структуры будут не только трибуной для общения профессионального сообщества с властью и заказчиками, но и смогут реально включиться в разработку, становление и поддержание в работе процедур и стандартов совместной деятельности ведомств и поставщиков ИТ-решений.

Я бы не связывал напрямую результаты ведомственной автоматизации с регулярным вниманием первых лиц государства. В этом деле важнее отношение руководства конкретного ведомства, расставленные цели и приоритеты, а также контроль их достижения.

Следующий прорыв в сфере государственной информатизации будет реализован только при условии кооперации различных ведомств и реализации единых систем, пользователями которых будут несколько организаций. Когда мы перестанем дублировать информацию в разных ведомственных системах, а вместо этого разные ведомства начнут пользоваться одной системой, тогда будет сделан следующий большой шаг в информатизации. Предыдущий, по моему мнению, был сделан в 2010-2012 годы, когда была создана инфраструктура Электронного правительства, позволившая интегрировать большое число различных ведомственных систем.

Приведите пример наиболее яркого/успешного/значимого государственного ИТ-проекта (федерального или регионального) последних лет. Объясните свое мнение.

Дмитрий Васильев:
— Сеть многофункциональных центров предоставления госуслуг (МФЦ) по всей стране. Это не проект даже, а программа проектов, где участвуют федеральные и региональные органы власти. Динамика развития этих центров не падает, наоборот, за последнее время множество регионов сильно улучшили процессы оказания услуг в центрах и повысили степень их автоматизации. Если четыре года назад МФЦ повсеместно представляли собой помещения, куда «посадили людей из нескольких ведомств», то сейчас это реально удобные фронт-офисы, специалисты которых с помощью ИТ-систем оказывают сервис от имени большого числа федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

То, что этот сервис востребован, доказывает статистика предоставления услуг в МФЦ по всей стране. Люди оценили и пользуются. Также очевиден экономический эффект – многим ведомствам не надо развивать свои приемные, нести затраты на это хлопотное дело. Сеть МФЦ справится с обслуживанием заявителей. Экономия прямая. Кроме того, исключается потенциальная возможность мелкой коррупции в этой сфере, так как нет прямого контакта заявителя и исполнителя в ведомстве.

Расскажите, пожалуйста, какие интересные госпроекты реализует ваша компания?

Дмитрий Васильев:
— AT Consulting делает интересные и полезные проекты по всей стране, мы гордимся каждым из них. Других нам просто не заказывают клиенты.

В этой связи хочу отметить, что уровень профессионализма и требований у заказчиков из госорганов очень высокий и продолжает расти. За пять последних лет значительно изменились задачи и требования госорганов к ИТ-проектам. Заказчики очень сильно прогрессируют, обеспечивая нам интересную работу. Сейчас, в основном, это сложные и комплексные проекты по решению определенных задач или организации конкретной функции заказчика. Речь идет о разработке на заказ, а не о поставке готового ПО или оборудования как раньше. Наша компания имеет офисы во всех федеральных округах страны, и этот тренд с клиентами мы наблюдаем повсеместно.

Хочу выделить проекты AT Consulting в области региональной информатизации: решения по межведомственному взаимодействию и госуслугам, внедренные нами, работают у клиентов в большей части регионов России. У нас лучшее решение для МФЦ и более десятка успешных внедрений в разных регионах. Наша компания создала уникальный продукт – платформу SMART-KIT для автоматизации госорганов. Благодаря этой платформе заказчик может реализовать множество задач без привлечения программистов, подрядчиков. А значит, решить поставленную задачу быстро, без долгих закупочных процедур. На базе SMART-KIT мы на практике реализуем Agile в проектах с госорганами последние три года: скорость решения задач, гибкость и эффективность – сейчас это основные требования не только перед бизнесом, но и на госслужбе.

Конечно, мы ведем крупные федеральные проекты. В числе наших заказчиков Росреестр, МВД, Роструд и другие. Кроме того, мы вышли на новый для себя рынок инженерных проектов и уже второй год успешно внедряем аппаратно-программные комплексы в рамках федеральной программы «Безопасный город».

С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются регионы при реализации ИТ-проектов? Какие направления информатизации актуальны для регионов сейчас?

Дмитрий Васильев:
— По моему опыту общения с клиентами в региональном госсекторе могу выделить несколько аспектов, сильно влияющих на информатизацию.

Прежде всего, хочу отметить общее мнение о том, что внимания со стороны Правительства к реализации планов в рамках госпрограммы «Информационное общество» в последние два года стало меньше. Соответственно, приоритеты понизились у губернаторов и руководителей республик. Работа ведется в основном на инфраструктуре и решениях, созданных регионами в «бурные» 2010-2013 года. На развитие ИТ-систем и создание новых выделяется меньше средств, чем двумя-тремя годами ранее. Однако в регионах ведется работа по поддержке и сопровождению уже созданных решений. Акценты сместились к таким проектам.

Тем не менее новые системы создаются регионами. В связи с общей экономической ситуацией в стране, стали актуальными задачи, позволяющие повысить поступления доходов в бюджет, повысить эффективность работы ведомств или сократить расходы. Востребованы проекты, которые финансируются не из бюджета, а за счет инвесторов или по модели государственно-частного партнерства. Примеры таких систем могу привести: это решения МФЦ для бизнеса, системы активизации лицензионно-разрешительной работы, системы управления имуществом, платные сервисы для граждан, системы «Безопасный город» в части фото- и видеофиксации правонарушений и последующего выставления штрафов.

Отдельная категория новых региональных задач обозначается как «брошенный софт». У многих клиентов мы сталкиваемся с ситуацией, когда за продолжительный период были заказаны и созданы в большом количестве различные ИТ-системы. По прошествии времени, компании-разработчики систем, в основном небольшие фирмы, по разным причинам не могут обеспечить качественное сопровождение. Перенос данных, сохранение существующих функций подобных систем – эти вопросы приходится решать потребителям ИТ-технологий в регионах.

Какие технологические тренды вы бы отметили применительно к государственной информатизации? На какие технологии сейчас наиболее пристально смотрят федеральные и региональные ведомства?

Дмитрий Васильев:
— Основные тренды касаются импортозамещения. Востребованы стали отечественные системы и решения, созданные на базе свободного программного обеспечения (СПО).

Новый экономический этап в жизни нашей страны наступил всерьез и надолго. И он требует новых подходов к ведению проектов и информационных систем с новыми качествами: на первый план выходит гибкость систем, возможность быстрого внесения изменений. Что касается проектов, то все больше государственных заказчиков готовы вести проекты по Agile. Еще буквально годами ранее о таком задумывались единицы.

Как вы оцениваете перспективы гособлака (тенденций консолидации вычислительных ресурсов ведомств)?

Дмитрий Васильев:
— Это большой, сложный и комплексный вопрос. Реально востребована будет консолидация вычислительных ресурсов разных органов власти для реализации общей системной архитектуры и создания единых систем. Просто перенести в общий ЦОД (хоть и облачный) «удельные княжества» различных ведомств в виде их собственных систем – не совсем эффективно. Не совсем эффективно как раз таки по сравнению с реализацией единых систем для разных ведомств.

Сейчас Минкомсвязи идет по более простому пути. Пытается собрать различные системы разных ведомств в один ЦОД, называя это гособлаком. Я считаю, что надо сразу ставить более высокую цель, тогда и у ведомств, возможно, появится мотивация переводить системы из своих ЦОДов.

Как вы оцениваете перспективы государственно-частного партнерства в сфере ИТ? Есть ли примеры ГЧП в вашей практике?

Дмитрий Васильев:
— Да, мы одни из пионеров в ИТ-проектах ГЧП. В частности, мы реализовали проект по созданию системы фото- и видеофиксации в Чите. Финансируется проект по модели государственно-частного партнерства.

Перспективы такого способа финансирования есть. Подобные проекты востребованы со стороны заказчиков из госсектора. Однако пока основные сложности на стороне инвесторов. Очень мало финансовых институтов (а именно они «держат деньги»), готовых разбираться в деталях ИТ-проектов и давать под них средства. Развитие на практике таких проектов зависит от мотивации и способности инвесторов разобраться в ИТ-бизнесе. Ключевой вопрос сейчас именно в этом. Если инвестор не понимает тему, он не доверяет и не дает денег.

Отзывы

Росгосстрах

Мария Вожегова, член правления, вице-президент по ИТ и операциям ОАО «Росгосстрах»

Я ценю наше партнерство с AT Consulting и тот подход, который компания использует в работе с заказчиком. Особенно для наc важно то, что специалисты AT Consulting всегда нацелены на выстраивание долгосрочных отношений на взаимовыгодных условиях.

Отзывы

Альфа-Банк

Михаил Коленкин, первый заместитель руководителя блока ИТ Альфа-Банка

Стратегическим партнером Альфа-Банка в развитии Business Intelligence выступает компания AT Consulting, с помощью которой мы успешно осуществили ряд важных инфраструктурных и бизнес-проектов,  например таких, как миграция хранилища данных на новую платформу, запуск системы управления маркетинговыми кампаниями.

Представительства