Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Инновации по вашему размеру

28 июля 2014 , Континент Сибирь

Дмитрий Гоков, генеральный директор AT Consulting Сибирь, рассказывает о внедрении ИТ-инноваций в компаниях.

_______

Вот мы и добрались до последней из семи базовых тем в ИТ, которые должен понимать каждый руководитель. Итак, сегодня тема внедрения ИТ-инноваций. «Последняя по счету, но не по значению», — принято говорить в таких случаях, и это действительно так. Ведь любой ИТ-инструмент начинается с проекта по его внедрению, и от того, насколько гладко пройдет этот процесс, зависит очень многое.

К сожалению, российскому бизнесу в плане реализации ИТ-проектов гордиться особо нечем. По статистике, 76% проектов у нас выходят за плановые сроки, а 71% — за рамки отведенного бюджета. Об эффективности и говорить не приходится. Конечно, это большой минус для российских корпоративных ИТ, но одновременно и огромный резерв — пространство для развития. К тому же, чтобы ситуация стала меняться к лучшему, больших ресурсов на самом деле не требуется. Достаточно начать следовать ряду простых принципов.

Распространенная беда российского бизнеса— выбор ИТ-систем по аналогии с покупкой машины в автосалоне. Посмотрел, изучил технические характеристики, определился с цветом и комплектацией, прошел небольшой тест-драйв… Выпишите счет, пожалуйста, беру! Однако такой подход в случае с ИТ не сработает, и подобные «автолюбители» ничего, кроме разочарования, не получат.

На самом деле правильная аналогия для внедрения любой информационной системы — пошив костюма в ателье. То, что вы видите в сейлз-китах вендоров и ИТ-интеграторов — это скорее возможные «фасоны», а никак не готовые решения. В любом ателье, чтобы сшить подходящий костюм, портной должен снять с вас множество мерок, согласовать ткань, пуговицы и т. п. Нечто похожее имеет место в случае с корпоративными ИТ — хороший подрядчик, прежде чем предложить вам какое-то решение, обязан провести тщательную диагностику ваших бизнес-процессов и собрать потребности всех потенциальных пользователей — от директора до линейных исполнителей. При этом никогда не предоставляйте подрядчику собственные «размеры» — снять их он должен самостоятельно. Сторонний взгляд всегда ценнее и объективнее любой самооценки. Почаще ходите к «портному»!

Важно также понимать, что внедрение любой ИТ-системы — не есть задача лишь департамента ИТ. Это проект, в котором участвует вся компания. Какой бы продвинутой ни была система, она будет иметь эффект только при соответствующей организационной поддержке. Иначе говоря, правильную настройку должна пройти не только техника, но и бизнес-процессы, для автоматизации которых она служит. Причем сделать это нужно еще до старта собственно технических работ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос функционального заказчика ИТ-проекта — кто в компании инициирует инновацию и ведет контроль ее внедрения? Я как поставщик ИТ-услуг вряд ли возьмусь, например, за проект по внедрению CRM-системы, который вдохновляется гендиректором либо директором по ИТ. Почему? Потому что CRM — это инструмент, используемый прежде всего в работе коммерческого директора, и если последний к проекту, мягко говоря, равнодушен, то проект обречен. Итак, правило: для успешной реализации ИТ-проекта его заказчиком должен выступать функциональный руководитель, на KPI которого он будет непосредственно влиять. Так что стимулируйте ИТ-инициативы со стороны ваших функциональных директоров.

Также в ходе проекта внедрения крайне важно поддерживать постоянный контакт с непосредственными пользователями системы. Выявите наиболее активных потенциальных пользователей и привлекайте их к промежуточным тестам всех модулей системы. Таким образом, вы и оптимальную функциональность системе обеспечите, и дополнительных союзников в деле ИТ-инноваций приобретете.

Однако не стоит впадать в крайность в погоне за полной удовлетворенностью пользователей. Приведу статистику — после приемосдаточного тестирования 23% функционала в информсистемах отечественных компаний не используется ни разу. Ресурсы на реализацию каждой четвертой функции были потрачены зря! Лекарством от этой болезни может стать «монетизация» ИТ-проектов. Переведите ожидаемый эффект от каждой функции в денежный эквивалент, сопоставьте с затратами — и многое встанет на свои места.

Вообще расчет экономики ИТ-проектов — больное место российского бизнеса. Все привыкли планировать затраты на ИТ, но вот в плане отдачи в лучшем случае прогнозируется лишь некий абстрактный качественный эффект. Стремитесь переводить его в деньги, каким бы сложным это не казалось. Если у вас нет для этого квалифицированных специалистов или средств на привлечение консультантов, можно начать с малого — даже приблизительный расчет, сделанный от руки на одном листе, лучше, чем его отсутствие. Возможно, уже этого окажется достаточно, чтобы уберечься от заведомо провальных проектов, способных дискредитировать ИТ в глазах инвесторов и персонала. Тут уж, как говорится, лучшая битва та, которая не состоялась.

Что ж, надеюсь, что принципы и правила управления ИТ, которые я пытался раскрыть в своих колонках на страницах «КС», помогут вам лучше понимать роль и потенциал ИТ в вашем бизнесе. Буду благодарен за обратную связь, а также за предложения новых интересных вам тем, которые хотелось бы видеть в дальнейших колонках. Пишите на адрес ks@sibpress.ru с пометкой «ИТ», и, как говорится, до новых встреч!

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Представительства