Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

"Качественный российский софт есть, и его становится больше"

24 ноября 2014 , Эксперт

Инициативу отдавать преференции российскому программному обеспечению при госзакупках поддерживают представители компании AT Consulting. Главное, чтобы процесс отбора российских продуктов был понятным и прозрачным, считает Сергей Шилов, управляющий партнер и основатель компании AT Consulting.

_______

Сергей, как вы относитесь к идее преференций для российского софта в госзакупках?

Сергей Шилов:
— Россия — уникальная страна в плане производства собственного программного обеспечения. Стран с таким опытом и компетенциями в области ПО, действительно, очень мало. Мы можем производить качественные программные продукты, но при этом ежегодно тратим миллиарды долларов и евро на лицензии западного ПО. Эти деньги уходят за границу, хотя бы часть из них должна оставаться в стране. Поэтому к идее поддержать российских производителей ПО через госзакупки я отношусь позитивно. Что закупать коммерческим организациям, власть, кончено, указывать не может. Но ориентировать государственные компании на приобретение нашего софта совершенно правильно. С оговоркой, что покупать российское, естественно, нужно в тех областях, где уже есть качественный продукт.

А качественный российский софт — он вообще есть?

Сергей Шилов:
— Да, он есть, и его становится больше. Тенденция покупки отечественного ПО многими федеральными и региональными органами власти существует уже последние несколько лет. Вообще, все программное обеспечение можно разделить на две основные категории. Это так называемое базовый софт и прикладной. Базовое ПО — операционные системы или сложные продукты типа систем управления базами данных (СУБД) — производить очень дорого и долго. Стоит признать, что российских разработок здесь почти нет. В принципе его можно создать, правда, это займет время и это нужно делать в рамках особых программ финансирования. Может быть, к процессу могут подключиться крупные российские госструктуры. Например, ни для кого не секрет, что СУБД Oracle было написано за деньги министерства обороны США, а потом оно уже стало распространяться по всему миру. Что же касается прикладного ПО, то в этой области качественные российские продукты уже есть — это и системы документооборота, и многое другое. Отмечу, что в процессе реализации проектов электронного правительства и электронного общества немало разработок сделано именно на российском ПО.

Но все же многие говорят, что российское ПО недостаточно функционально, что оно на голову ниже западных продуктов и что его массовое внедрение в государственной сфере может чуть ли не парализовать российские органы власти…

Сергей Шилов:
— С этим можно поспорить. Если взять программные продукты западных ИТ-лидеров, то при ближайшем рассмотрении выяснится, что в большинстве своем эти продукты — фикция. Не побоюсь заявить, что значимая часть западных продуктов, которые приезжают на российский рынок, очень и очень плохие. У них, как у конфет, прекрасная обертка. Но то, что в этой обертке лежит, часто, мягко говоря, несовершенно. Это вообще можно сказать про многие западные продукты, не только про ПО. Основное преимущество западных коллег — это маркетинг, в этом, надо отдать им должное, они хороши. Они делают красивую обертку и красиво ее продают. В России всегда акцентировали внимание на другом — мы вкладывались не в обертку, а в сам продукт.

Но почему тогда многие крупные российские компании внедряли и внедряют именно западные ИТ-решения?

Сергей Шилов:
— Во многом такие продажи в России строились на лоббизме. Почему покупали западные ИТ-продукты? Потому что при условии размещения на фондовых биржах в Нью-Йорке, Лондоне цена акций компаний, внедривших такой продукт, увеличивалась. В 2000-х массовая автоматизация корпораций строилась как раз на этом: финансовые аналитики с Уолл-стрит или из лондонского Сити советовали внедрять западные ИТ-решения. Меня поражает, что об этом никто открыто не говорит. Можно назвать это лоббизмом и даже коррупцией, если взглянуть правде в глаза.

Вы поддерживаете идею создания специального реестра российского ПО для госструктур? Как вы оцениваете предлагаемый механизм нового реестра?

Сергей Шилов:
— В идее нового реестра есть плюсы и есть минусы, но, на мой взгляд, плюсов больше. Важно, чтобы механизм попадания в этот реестр был совершенно прозрачен, и тогда новая система будет работать.

Каков ваш опыт в области разработки ИТ-решений для госорганов?

Сергей Шилов:
— Мы работаем с государственным сектором с 2008–2009 года, и большинство проектов, которые мы делали, основаны на свободном ПО. Разработанные AT Consulting системы позволяют исполнять нашим заказчикам требования ФЗ-210 и связанные с ним нормативные акты в области перевода госуслуг в электронный вид и межведомственного взаимодействия в электронном виде. Кроме того, у нас больше десятка запатентованных продуктов, которые мы предлагаем нашим клиентам по всей стране. Примерами могут служить программно-аппаратный комплекс «Одно окно», который автоматизирует все процессы оказания и исполнения услуг населению в МФЦ, библиотеки адаптеров и сведений для межведомственного взаимодействия, компоненты для организации межведомственного взаимодействия внутри субъекта РФ. Эти системы уже работают в органах власти более чем в 40 субъектах, и мы их активно развиваем.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Отзывы

SAS

Валерий Панкратов, генеральный директор SAS Россия/СНГ

За время сотрудничества с AT Consulting у нас сложилось мнение о компании, как об исключительно надежном бизнес-партнере, у которого не было ни одного неуспешного проекта.

Представительства