Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

"Качественный российский софт есть, и его становится больше"

24 ноября 2014 , Эксперт

Инициативу отдавать преференции российскому программному обеспечению при госзакупках поддерживают представители компании AT Consulting. Главное, чтобы процесс отбора российских продуктов был понятным и прозрачным, считает Сергей Шилов, управляющий партнер и основатель компании AT Consulting.

_______

Сергей, как вы относитесь к идее преференций для российского софта в госзакупках?

Сергей Шилов:
— Россия — уникальная страна в плане производства собственного программного обеспечения. Стран с таким опытом и компетенциями в области ПО, действительно, очень мало. Мы можем производить качественные программные продукты, но при этом ежегодно тратим миллиарды долларов и евро на лицензии западного ПО. Эти деньги уходят за границу, хотя бы часть из них должна оставаться в стране. Поэтому к идее поддержать российских производителей ПО через госзакупки я отношусь позитивно. Что закупать коммерческим организациям, власть, кончено, указывать не может. Но ориентировать государственные компании на приобретение нашего софта совершенно правильно. С оговоркой, что покупать российское, естественно, нужно в тех областях, где уже есть качественный продукт.

А качественный российский софт — он вообще есть?

Сергей Шилов:
— Да, он есть, и его становится больше. Тенденция покупки отечественного ПО многими федеральными и региональными органами власти существует уже последние несколько лет. Вообще, все программное обеспечение можно разделить на две основные категории. Это так называемое базовый софт и прикладной. Базовое ПО — операционные системы или сложные продукты типа систем управления базами данных (СУБД) — производить очень дорого и долго. Стоит признать, что российских разработок здесь почти нет. В принципе его можно создать, правда, это займет время и это нужно делать в рамках особых программ финансирования. Может быть, к процессу могут подключиться крупные российские госструктуры. Например, ни для кого не секрет, что СУБД Oracle было написано за деньги министерства обороны США, а потом оно уже стало распространяться по всему миру. Что же касается прикладного ПО, то в этой области качественные российские продукты уже есть — это и системы документооборота, и многое другое. Отмечу, что в процессе реализации проектов электронного правительства и электронного общества немало разработок сделано именно на российском ПО.

Но все же многие говорят, что российское ПО недостаточно функционально, что оно на голову ниже западных продуктов и что его массовое внедрение в государственной сфере может чуть ли не парализовать российские органы власти…

Сергей Шилов:
— С этим можно поспорить. Если взять программные продукты западных ИТ-лидеров, то при ближайшем рассмотрении выяснится, что в большинстве своем эти продукты — фикция. Не побоюсь заявить, что значимая часть западных продуктов, которые приезжают на российский рынок, очень и очень плохие. У них, как у конфет, прекрасная обертка. Но то, что в этой обертке лежит, часто, мягко говоря, несовершенно. Это вообще можно сказать про многие западные продукты, не только про ПО. Основное преимущество западных коллег — это маркетинг, в этом, надо отдать им должное, они хороши. Они делают красивую обертку и красиво ее продают. В России всегда акцентировали внимание на другом — мы вкладывались не в обертку, а в сам продукт.

Но почему тогда многие крупные российские компании внедряли и внедряют именно западные ИТ-решения?

Сергей Шилов:
— Во многом такие продажи в России строились на лоббизме. Почему покупали западные ИТ-продукты? Потому что при условии размещения на фондовых биржах в Нью-Йорке, Лондоне цена акций компаний, внедривших такой продукт, увеличивалась. В 2000-х массовая автоматизация корпораций строилась как раз на этом: финансовые аналитики с Уолл-стрит или из лондонского Сити советовали внедрять западные ИТ-решения. Меня поражает, что об этом никто открыто не говорит. Можно назвать это лоббизмом и даже коррупцией, если взглянуть правде в глаза.

Вы поддерживаете идею создания специального реестра российского ПО для госструктур? Как вы оцениваете предлагаемый механизм нового реестра?

Сергей Шилов:
— В идее нового реестра есть плюсы и есть минусы, но, на мой взгляд, плюсов больше. Важно, чтобы механизм попадания в этот реестр был совершенно прозрачен, и тогда новая система будет работать.

Каков ваш опыт в области разработки ИТ-решений для госорганов?

Сергей Шилов:
— Мы работаем с государственным сектором с 2008–2009 года, и большинство проектов, которые мы делали, основаны на свободном ПО. Разработанные AT Consulting системы позволяют исполнять нашим заказчикам требования ФЗ-210 и связанные с ним нормативные акты в области перевода госуслуг в электронный вид и межведомственного взаимодействия в электронном виде. Кроме того, у нас больше десятка запатентованных продуктов, которые мы предлагаем нашим клиентам по всей стране. Примерами могут служить программно-аппаратный комплекс «Одно окно», который автоматизирует все процессы оказания и исполнения услуг населению в МФЦ, библиотеки адаптеров и сведений для межведомственного взаимодействия, компоненты для организации межведомственного взаимодействия внутри субъекта РФ. Эти системы уже работают в органах власти более чем в 40 субъектах, и мы их активно развиваем.

Отзывы

Oracle

Валерий Лановенко, Вице-президент, Глава представительства Oracle

Профессиональный статус Oracle Platinum Partner, подтвержденный специализациями по нашим лидирующим ERP, CRM, EPM-системам, по достоинству характеризует глубокую экспертизу AT Consulting, высокие стандарты работы и четкое понимание требований рынка.

Отзывы

Альфа-Банк

Михаил Коленкин, первый заместитель руководителя блока ИТ Альфа-Банка

Стратегическим партнером Альфа-Банка в развитии Business Intelligence выступает компания AT Consulting, с помощью которой мы успешно осуществили ряд важных инфраструктурных и бизнес-проектов,  например таких, как миграция хранилища данных на новую платформу, запуск системы управления маркетинговыми кампаниями.

Представительства