Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru
Пресс-центр — СМИ о нас
22 декабря 2015 , Российская газета
Светлана Скрипникова, директор практики медицинских проектов компании AT Consulting, рассказала о проблемах и перспективах биотехнологических стартапов в России.
_______
Современные биотехнологии шагнули далеко вперед за пределы простой разработки лекарственных препаратов. Охрана окружающей среды, промышленная биотехнология и биоэнергетика, биофармацевтика и биомедицина - вот тот перечень технологий, которые объединены одним принципом - участие в процессах деятельности биообъектов.
В России развитие биотехнологий находится под госконтролем. Еще в 2009 году была принята комплексная программа развития технологий в РФ на период до 2020 года. Эта программа, по сути, не призвана стимулировать деятельность стартапов, она больше напоминает освоение изученных ранее площадей.
В части медицины модель ведения предпринимательской деятельности в России не подразумевает таких технологий развития, как стартапы. Основная линия - государственное регулирование. Мы можем хорошо выполнять заказы, но не умеем инициативно выпускать новые продукты для потребителя. Что необходимо для того, чтобы человек или группа людей решились на основание стартапа?
Стартап - это не просто инновационное предприятие, это особая форма организации, которая нацелена на выпуск нового продукта, у которого должен появиться потребитель. Если учесть, что любое использование биообъектов потенциально несет угрозу экосистеме, то вполне понятно, что любой новый продукт в этой сфере должен проходить множество проверок перед использованием.
Для здоровой работы биотехнологического стартапа необходимо наличие законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях. Кроме того, нужны люди, которые обладают предпринимательской инициативой в области разработки нового продукта и достаточной квалификацией для его вывода на рынок. Сюда же можно отнести и наличие значительного числа людей с глубокими знаниями в области биотехнологий.
Цикл вывода продукта для биофармацевтических стартапов занимает от трех до десяти лет. Следовательно, для их финансирования требуются "длинные деньги", то есть инвестиции на длительный срок. В России их практически нет, поэтому большинство стартапов финансируются из-за рубежа. В случае получения инвестиций от иностранных компаний гарантом возврата средств чаще всего является интеллектуальная составляющая проекта - права на продукт или доля в акционерном капитале. В итоге российские разработчики выходят на иностранный рынок, и результаты их проектов потом возвращаются к нам в виде готового продукта, произведенного за рубежом. Это подтверждает история крупного стартапа в сфере интеллектуальных сенсорных сетей - MeshNetics. Значительную часть средств в него инвестировала американская компания Atmel, разработки стали ее достоянием, и сейчас она продает высокотехнологичные устройства уже под собственной маркой.
Ни для кого не секрет, что развивать новый бизнес в России нелегко. Основные проблемы - отсутствие финансирования, противоречивость нормативной базы, отсутствие российских акцепторов разработок, недостаточная защита интеллектуальной собственности. В России, к сожалению, не самый удачный инвестиционный климат и серьезный дефицит квалифицированных профессиональных ресурсов (как авторов идей, так и менеджеров). Еще одна проблема - это зрелость организаторов бизнеса в компаниях, которые занимаются исследовательскими работами. Академические и отраслевые институты не могут продать результаты своего труда, так как эти данные принадлежат государству, которое неумело распоряжается этим творческим капиталом.
Означает ли это, что в России все так плохо с разработками биотехнологических решений? Оценивать можно по-разному. Большинство разработчиков не рискуют открывать новое дело, но есть смелые, которые во что бы то ни стало хотят что-то создать. Например, акселерационный проект РВК GenerationS, в котором есть направление BiotechMed (биотехнологии и медицина). GenerationS - это бесплатная программа, которая включает получение навыков ведения технологического бизнеса, возможность доработать стартап с помощью потенциального заказчика, наладить связи в среде корпораций, инвесторов и экспертов. Победители и участники, кроме образования, получают еще и возможность контакта как с основными партнерами GenerationS, так и с инвестфондами. В 2015 году проектом было принято 380 заявок, и 50 проектов отобрано на этапе предакселератора.
Сколько стартапов выходит на полноценное производство? Согласно исследованиям, до 90% гибнет в так называемой "долине смерти" - это период от момента запуска проекта до самоокупаемости. Но если стартап все-таки преодолевает его, то проект окупается. Например, американский профессор Джон Роджерс в 2008 году образовал небольшой стартап MC10 по производству гибких портативных датчиков для измерения показателей жизнедеятельности человека. В 2009 году Роджерс заключил соглашение о патентной поддержке с университетом Иллинойса, это соглашение предусматривало возможность использования разработок в университете, а университет являлся научной базой для новых идей. Одной из разработок профессора Роджерса является BioStamp - микрочип, внешне напоминающий пластырь с несколькими сенсорами. Он наклеивается на кожу и фиксирует информацию о температуре тела, сердцебиении, мозговой активности и реакции на ультрафиолет, а собранные данные поступают на смартфон. Контроль организма выходит на суперперсональный уровень. Сейчас компания владеет несколькими сотнями патентов в разных странах на свои технологии, что позволяет инициировать новые разработки в биомедицинской области.
У нас в стране пока еще очень маленький внутренний рынок разработок в сфере биотехнологий. Для развития инновационной деятельности нам нужна новая госполитика в этой сфере с учетом мирового опыта. И это длительная кропотливая работа всего общества, включая систему образования, науку, производство и законодателей.
Михаил Коленкин, первый заместитель руководителя блока ИТ Альфа-Банка
Стратегическим партнером Альфа-Банка в развитии Business Intelligence выступает компания AT Consulting, с помощью которой мы успешно осуществили ряд важных инфраструктурных и бизнес-проектов, например таких, как миграция хранилища данных на новую платформу, запуск системы управления маркетинговыми кампаниями.
Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»
Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.
ООО «ЭйТи Консалтинг»
127015, г. Москва, ул. Большая Новодмитровская, дом 14, 2 стр., 3 под., 3 этаж, БЦ «Новодмитровский»
Телефон: +7 (495) 748 0575
Факс: +7 (495) 748 0125
E-mail: clients@at-consulting.ru