Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

На проводе

10 декабря 2008 , КоммерсантЪ Business Guide

Андрей Солодилов, директор практики CRM, ответил на вопросы об аутсорсинговых услугах в издании «КоммерсантЪ Business Guide».

_______

Мода на аутсорсинговое развитие и масштабное поддержание телекоммуникационных сетей добралась и до России: оператор связи «Синтерра» заключил контракт с «УСП Компьюлинк» на обслуживание всей телекоммуникационной инфраструктуры компании во всех регионах ее присутствия. Но «Синтерра», похоже, пока так и останется единственным оператором, решившимся на аутсорсинг общефедерального уровня.

Экономия средств

Согласно исследованию Infonetics Research, доход от оказания аутсорсинговых услуг в телекоммуникационной среде вырос в 2007 году на 25% по сравнению с прошлым годом. А за период с 2007-го по 2011 год, как предполагают в компании, вырастет еще на 49%. Это неудивительно. Передача сопровождения и поддержки сетей на аутсорсинг сторонним специалистам — типичное явление для развитых телекоммуникационных рынков. Развитие инфраструктуры сетей и вовсе считается для операторов совершенно непрофильным бизнесом. Обслуживание собственной сети для оператора связано с содержанием складских запасов, персонала, оборудования и другими расходами.

Инженерная служба зачастую стремится получить максимальный бюджет для покрытия издержек на персонал и оборудования — в целях обеспечения скорейшего восстановления работоспособности сети в случае сбоев. При нормальной работе сети эти ресурсы будут простаивать.

В случае с аутсорсингом расходы оператора на обслуживание смогут серьезно снизиться за счет экономии исполнителя на масштабе работ. Кроме того, аутсорсеры, используя равный бюджет и штат, могут совмещать обслуживание нескольких заказчиков в одном географическом регионе. Это дает экономию средств и позволяет снижать цена на аутсорсинг сетей связи на 10-40%, согласно мировой практике. Также аутсорсинг позволяет переводить капитальные затраты в разряд операционных расходов, что снижает налогооблагаемую базу и ведет к экономии.

Именно поэтому, например, обновление и поддержку общенациональной сети оператора Vodafone в Турции взяла на себя компания Motorola. Однако в России мода на аутсорсинг по-прежнему, как и три года назад, приживается с трудом. В том, что все крупные операторы — например операторы сотовой связи МТС, «Мегафон», «Вымпелком» — используют аутсорсинг, эксперты не сомневаются. Правда, речь все же идет о ERP-внедрениях и прочих услугах. Так, например, группа AT Consulting помогла «Вымпелкому» создать третье в мире по размерам хранилище данных. Однако о поддержке и развитии телекоммуникационных сетей речи почти не идет.

Успешных примеров немного. Екатерина Цвилева, руководитель PR-отдела компании Orange Business Services, делится опытом: «Хотя наши ключевые заказчики — корпоративные клиенты, в числе наших проектов есть и примеры строительства мультисервисных сетей связи, например, для казахстанского альтернативного оператора DUCAT». Но на вопрос о том, наблюдается ли на рынке повышение спроса на телеком-аутсорсинг, однозначно заявляет: «По нашим наблюдениям, нет».

На крючке

Данные Infonetics Research показывают, что в 2007 году на проектирование сетей, их техподдержку и услуги сетевой интеграции мировыми операторами было потрачено порядка $60 млрд.

В России расходы операторов на телеком-аутсорсинг в принципе сравнимы с мировыми показателями: $400 млн. И при этом, как ни странно, к телекоммуникационному аутсорсингу продолжают относиться с некоторым подозрением.

«С одной стороны, отдать поддержку сети на стороннее обслуживание — значит получить возможность концентрации управленческих усилий в ключевых областях бизнеса компании, контролируя поддерживающие функции,— рассуждает Андрей Солодилов, директор практики CRM компании AT Consulting.— Кроме того, во многих случаях аутсорсинг обходится дешевле, так как для поставщика такого рода услуг эта область является основным видом бизнеса, в котором последний имеет больше возможностей по повышению эффективности».

Однако предупреждает и о рисках: смена поставщика аутсорсинговых услуг может оказаться болезненной и потенциально сложной. Впрочем, можно минимизировать эти риски профессиональным контролем и грамотно построенными договорными отношениями.

Екатерина Цвилева указывает на другие недостатки аутсорсинговой модели: «Дополнительные ограничения на использование этой схемы накладывает необходимость контролировать качество и скорость выполнения работ, а главное — гарантировать физическую и информационную безопасность, поскольку внешняя организация получает доступ к техническим центрам, основным узлам сети оператора». А директор телекоммуникационного департамента компании Би-Эй-Си Игорь Ланин предупреждает о риске «сесть на крючок» одного поставщика услуг и впасть от него в зависимость.

Рыночный вариант

Впрочем, порой компании практикуют другой способ квалифицированной поддержки своей телеком-сети — приобретение системного интегратора на стороне сугубо для своих личных целей. Однако успешных случаев подобных сделок рынок знает лишь единицы.

«Этот опыт, скорее, оказался негативным,— рассказывает Игорь Ланин.— В конце концов все сводится либо к снижению качества предоставляемых услуг, либо к их чрезмерному удорожанию. Хотя выбор в пользу аутсорсинга развития и поддержки сетей часто делают относительно небольшие компании. Локальному региональному игроку это выгоднее со всех точек зрения. Тогда как крупный федеральный телеком-провайдер, вероятнее всего, предпочтет заниматься проектированием сети своими силами, отдавая внешнему подрядчику лишь проекты, связанные с реорганизацией самой сети. Генеральный IT-консалтинг им не нужен». Практика показывает, что купленный системный интегратор обычно теряет стимул к повышению качества обслуживания и конкурентоспособности. Поэтому более распространенным является другой подход — выделение поддерживающего подразделения в отдельный самостоятельный бизнес.

«Тогда,— объясняет Андрей Солодилов,— он будет не только поддерживать родительскую компанию, но и предоставлять аналогичные услуги другим клиентам. Недостатком этого варианта является некоторая навязываемость услуг, что может отрицательно сказаться на их качестве. Вариант с аутсорсингом является более рыночным: с одной стороны, надо больше платить, с другой — получать оптимальную, конкурентную цену и качество сервиса». Но в целом передачу бизнес-процессов на аутсорсинг профессиональным и независимым игрокам эксперты называют глобальной тенденцией. Как обстоят дела с этим в России?

Эволюционный спрос

Крупных компаний, готовых предложить операторам качественные услуги по развитию телекоммуникационной инфраструктуры, насчитывается в России около десятка. Как только их станет больше, считают эксперты, и операторы действительно смогут выбирать партнеров, исходя из желаемых качества и стоимости услуг, рынок быстрее пойдет вверх.

Пока что уместнее говорить, скорее, о росте интереса к крупномасштабным аутсорсинговым услугам, чем о повышении спроса на них. "Телекоммуникационный рынок в большинстве областей насыщенный, и теперь компании начинают уделять больше времени повышению эффективности операций. Тут и возникает вопрос о возможностях аутсорсинга. Компании взвешивают все возможности оптимизации, и все чаще речь заходит либо о частичном, либо о полном аутсорсинге поддерживающих функций",— полагает Андрей Солодилов.

"Спрос на услуги аутсорсинга по развитию инфраструктуры растет эволюционно",— считает Игорь Ланин. В настоящее время рост рынка связи стабилизируется. Во многом это происходит за счет насыщения рынка сотовой связи, остающегося локомотивом всего рынка телеком-услуг. Но для провайдеров задачей номер один останется борьба за клиентов, в том числе за счет повышения качества сервисов. И в этом смысле для них развитие и обслуживание собственной ИТ- и телеком-инфраструктуры останется обязательным условием для выигрыша.

В любом случае, многие эксперты склоняются к мнению, что несмотря, а даже, может быть, благодаря кризису в ближайшие годы стоит ждать обещанного бурного роста рынка аутсорсинга телекоммуникационных сетей.

Отзывы

Oracle

Валерий Лановенко, Вице-президент, Глава представительства Oracle

Профессиональный статус Oracle Platinum Partner, подтвержденный специализациями по нашим лидирующим ERP, CRM, EPM-системам, по достоинству характеризует глубокую экспертизу AT Consulting, высокие стандарты работы и четкое понимание требований рынка.

Отзывы

Альфа-Банк

Михаил Коленкин, первый заместитель руководителя блока ИТ Альфа-Банка

Стратегическим партнером Альфа-Банка в развитии Business Intelligence выступает компания AT Consulting, с помощью которой мы успешно осуществили ряд важных инфраструктурных и бизнес-проектов,  например таких, как миграция хранилища данных на новую платформу, запуск системы управления маркетинговыми кампаниями.

Представительства