Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru


Как стать гуру кибербезопасности

14 марта 2017 , Лайфхакер


Стратегический вопрос

27 февраля 2017 , Эксперт

Ни культуры, ни отдыха. Почему ростовские проекты остаются без ГЧП

24 марта 2017 , Бизнес-газета

Директор практики «Безопасный город» компании AT Consulting Антон Долгоновский выступил экспертом ведущего делового СМИ Ростова-на-Дону

_______

Парк им. Горького и парк им. 1 Мая в Ростове-на-Дону так и не заинтересовали инвесторов, которые могли бы взять территории в концессию. Стоимость реконструкции парка им. 1 Мая на условиях концессионного соглашения составляла 200 млн рублей, парка им. Горького — 600 млн рублей. Приход инвестора, скорее всего, дал бы паркам возможность не только модернизировать внешний облик, который пока находится на уровне советских парков, но и стать полноценными бизнес-проектами, как, к примеру, концессионная ростовская набережная. Ожидает завершения конкурса и детский парк культуры и отдыха им. Вити Черевичкина, а Горького и 1 Мая могут ожидать теперь лишь городских бюджетов. Сегодня мы, совместно с Антоном Долгоновским, директором практики «Безопасный город» компании AT Consulting, попытались разобраться, почему проекты нередко остаются без внимания инвесторов и бизнес неохотно участвует в ГЧП.

Модернизация системы ЖКХ, строительство новых дорог и установка систем контроля безопасности дорожного движения, развитие социальной инфраструктуры регионов, электро-, тело- и водоснабжение объектов инфраструктуры — эти и многие другие проекты были осуществлены с помощью механизмов государственно-частного партнерства. По данным Минэкономразвития России и расчетам Центра развития ГЧП, в России сегодня реализуется порядка 1 тыс. 300 проектов государственно-частного партнерства суммарным объемом частных инвестиций более 640 млрд рублей на стадии создания, строительства или реконструкции объектов инфраструктуры.

Подобные масштабные проекты требуют больших инвестиций, а частный партнер — ключ к решению таких задач. Для госсектора модель ГЧП или концессии — реальный способ эффективно выполнить свои обязательства. Государство, привлекая к социально важным задачам бизнес-партнера, обеспечивает не только дополнительное финансирование проектов, но и получает гарантию его реализации в установленный срок. Один из ярких Донских проектов «для людей» — строительство международного аэропорта «Платов», который станет крупнейшим авиаузлом юга России (годовая пропускная способность — более 5 млн человек в год) и позволит южанам расширить географию полетов, минуя Москву.

Согласно российскому законодательству, любые концессионные соглашения предусматривают достижения определенных финансовых показателей для инвестора. В сфере ЖКХ перед бизнесом обычно ставят задачу по улучшению качества коммунальных услуг для конечных потребителей: усовершенствовать технологичность процессов и модернизировать коммунальную инфраструктуру. При этом, как государству, так и частному инвестору, важно добиться хороших результатов без повышения стоимости коммунальных услуг и реализовать экономический потенциал коммунальной сферы.

Как комментирует Антон Долгоновский, модель ГЧП отлично показала себя в сфере транспортной инфраструктуры и ЖКХ. В области ИТ государство также может снизить уровень расходов на информатизацию страны и улучшить качество ИТ-проектов благодаря механизмам государственно-частного партнерства. Например, с помощью аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в любом населенном пункте можно создать многоуровневую информационную систему и повысить уровень безопасности населения — снизить количество преступлений, которые происходят на улице и в общественных местах, мониторить ситуацию на площадях и стадионах, уменьшить количество ДТП и улучшить ситуацию на дорогах, обеспечить порядок в жилом секторе. Все это происходит путем введения системы фото- и видеофиксации, для этого разрабатывают специальное программное обеспечение (ПО), поставляют оборудование для надежного хранения и обработки данных.

«В 2016 году в партнерстве с компанией „Ростелеком“ мы развернули „Безопасный город“ в Кабардино-Балкарии — камеры наружного наблюдения, каналы связи, серверное оборудование и ПО, — говорит Антон Долгоновский. — По данным Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике, в местах, где были установлены камеры, существенно снизилось количество ДТП, нарушений правил дорожного движения — в конечном счете, число пострадавших на дорогах действительно уменьшилось. Создавая безопасную городскую среду, подобные проекты приносят неоценимую пользу обществу. При этом именно региону удалось избежать единовременных затрат бюджетных средств и привлечь дополнительные инвестиции, именно благодаря модели ГЧП. Выручка от оплаченных штрафов идет на дальнейшее развитие системы, которая дает возможность более четко фиксировать нарушения ПДД».

По мнению эксперта, чтобы государственно-частные отношения сложились, необходимы доработки. Нехватка нормативной базы и финансирования — ключевая болевая точка реализации проектов.

Принятие поправок в нормативно-правовые акты позволило бы существенно расширить зону действия ГЧП и помочь в реализации важных инфраструктурных государственных проектов.

Не все очевидно с финансовой стороной подобного сотрудничества. Прежде всего, в процедурах финансирования не хватает прозрачности и учета интересов обеих сторон. На сегодняшнем этапе в договорах в основном учитываются интересы заказчика, а исполнитель, т. е. частное лицо, не имеет пространства для маневра.

Во-первых, считает глава практики «Безопасный город», необходимо тщательно проработать финансово-экономическое обоснование (с описанием механизма возврата инвестиций, планируемые источники финансирования и распределения рисков по ним) и согласовать его со всеми заинтересованными лицами — ведомствами, которые участвуют в проекте.

Особое внимание при согласовании важно уделить замечаниям заказчика и органов исполнительной власти, которые осуществляют функции по обеспечению проведения единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и координируют деятельность других органов в этой сфере. Кроме этого, нужно четко обозначить критерии и однозначные показатели эффективности, понятные как заказчику, так и заинтересованным органам власти.

Второе важное требование для упрощения процесса финансирования проектов в рамках ГЧП — выработка подходов по защите от недобросовестных концессионеров.

К сожалению, бывают ситуации, когда концессионное соглашение подписывается, а исполнитель не в состоянии профинансировать его и выполнить задачи в рамках выполнения контрактных обязательств. В итоге заказчик рискует потерять бюджетные средства. Но есть и еще одна проблема: часто соглашение и вовсе не подписывается.

«На практике мы столкнулись с кейсом, когда в Южном федеральном округе РФ был отыгран конкурс, определен победитель, а само концессионное соглашение не заключили — в результате регион потерял два года работы и начал процедуру с нуля. Защититься от таких рисков государство и частный бизнес могут путем повышения экспертизы в сфере конкурсной документации и требований в рамках ГЧП и проработки требований к исполнителю, чтобы к проекту были допущены благонадежные компании, с финансовыми возможностями и опытом реализации крупных масштабных проектов», — дополняет Антон Долгоновский.

Чтобы привлечь инвестора к участию в проекте, необходимо обеспечить защиту его прав, при условии корректного описания его обязательств.

В свою очередь, защита прав инвестора гарантируется концессионным соглашением. Задача государства — помочь бизнесу в реализации концессионных проектов и создать лучшие условия для осуществления ГЧП-проектов. Детальная проработка всех направлений рынка, устранение множества пробелов в законодательстве и формирование понятных принципов реализации для чиновников всех уровней помогут государству и частному бизнесу осуществлять совместные проекты в области информационных технологий. При выполнении этих условий многие отрасли будут стараться реализовывать проекты именно по принципу ГЧП.

Отзывы

Альфа-Банк

Дмитрий Сережин, финансовый директор, блок «Финансы» Альфа-Банка

Сотрудничество с консультантами AT Consulting, учитывая их опыт и экспертизу, дают нам уверенность в качественном результате совместно реализуемых  проектов.

Отзывы

Oracle

Валерий Лановенко, Вице-президент, Глава представительства Oracle

Профессиональный статус Oracle Platinum Partner, подтвержденный специализациями по нашим лидирующим ERP, CRM, EPM-системам, по достоинству характеризует глубокую экспертизу AT Consulting, высокие стандарты работы и четкое понимание требований рынка.

Представительства