Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Обойти рынок на кризисном повороте

26 сентября 2016 , Эксперт

Кризис — это возможность для компаний, работающих на рынке информационных технологий, привлечь новых клиентов, уверен Дмитрий Потапов, партнер компании AT Consulting.

_______

Дмитрий, ваша компания работает на рынке 15 лет, то есть вы стартовали, когда российская экономика выходила из кризиса 1998 года и была на подъеме. А сейчас экономика в глубокой депрессии — как это сказывается на вашей стратегии?

Дмитрий Потапов:
— Мы с самого основания компании в 2001 году занимались услугами и были ориентированы на долгосрочную работу с клиентами, умели считать финансовый результат каждого проекта, поэтому какой-то серьезной перестройки в кризис не потребовалось. Более того, мы рассматриваем его как возможность получить новые проекты. Если раньше на крупном внедрении было три-четыре слоя посредников, то сейчас клиенты напрямую нанимают компании, которые делают работу. Это связано как с кризисом, так и с тем, что наша отрасль последние годы переживает определенную трансформацию: из «высокого искусства», когда каждый проект — уникальное достижение, ИТ становится все больше товаром повседневного потребления, коммодити, когда практически по каждому внедрению можно заранее рассчитать результат, и клиенты все чаще выбирают ИТ-консультантов исходя из цены. Кроме того, если на растущем рынке руководители корпораций обычно не обращают особого внимания на ИТ, то в кризис можно добиться их внимания, предлагая креативные способы экономии при помощи технологий. Ну а наиболее прогрессивные руководители не ограничиваются экономией, стараясь еще и заработать на ИТ.

Каким образом обычная компания может заработать на ИТ?

Дмитрий Потапов:
— Для многих отраслей, где создаются большие объемы информации, ИТ — это способ лучше понимать свои данные, а через них и своих клиентов, свой бизнес, и извлекать из этого максимальную выгоду. Например, Сбербанк сумел трансформироваться, в том числе за счет информационных технологий. Я сам являюсь давним пользователем и «Сбербанк Онлайн», и мобильного приложения. Удобство этих систем сделали меня лояльным клиентом. То есть для Сбербанка ИТ действительно становится ключевым фактором успеха. Я убежден, что в будущем корпорации будут платить ИТ-компаниям именно за инновационные способы взаимодействия со своими клиентами, за максимизацию пользы от своих данных.

Сейчас все чаще можно слышать о большом потенциале импортозамещения на ИТ-рынке. О каких именно рыночных и продуктовых нишах идет речь?

Дмитрий Потапов:
— Есть ниши, в которых импортозамещение случилось давно или иностранных поставщиков не было изначально. Скажем, компания «1С» замечательно себя чувствует на рынке малого, среднего бизнеса, и все попытки западных вендоров прийти туда ничем не закончились. На проектах более крупного масштаба та же «1С» или корпорация «Галактика» раньше не могли по-настоящему конкурировать с Oracle или SAP. Сейчас у российских разработчиков появился шанс расширить свое присутствие благодаря ценовому преимуществу и желанию государственных и окологосударственных структур работать с отечественными поставщиками. Что касается корпоративных систем в негосударственном секторе, то это вопрос чистой рыночной конкуренции.

По поводу качества российского корпоративного ПО: считается, что оно всегда будет проигрывать западному, потому что на разработку последнего затрачено несопоставимо больше человеко-часов. Разве эта проблема решена?

Дмитрий Потапов:
— Конкурировать в лоб с иностранными поставщиками корпоративного ПО и играть с ними в догонялки бесполезно. Я считаю, что действовать нужно ассиметрично — лидеров можно обойти на одном из поворотов в развитии технологий.

Россия всегда обладала отличной инженерной школой, сильным инновационным потенциалом. Давайте посмотрим, как быстро происходят технологические перемены в мире: все помнят историю Nokia, Yahoo, Netscape, которые сгорели буквально за год-два, потому что рынок ушел в другую сторону. Скорость перемен на рынке корпоративного ПО может быть сопоставимой.

Сейчас самое время для того, чтобы перестать оглядываться на старые технологии иностранных поставщиков и предложить что-то новое. На мой взгляд, корпоративное ПО будет двигаться в сторону облаков и порталов взаимодействия участников производственных цепочек. И здесь у российских компаний есть шанс стать лидерами, поскольку гонка в этой области только начинается. В отличие от автопрома, где производственная цепочка включает в себя сотни компаний, ИТ очень компактный бизнес. Хорошее корпоративное ПО можно создать за два-три года при наличии существующих наработок.

Должно ли, на ваш взгляд, государство помогать развитию ИТ-индустрии?

Дмитрий Потапов:
— В создании ИТ-продукта, как и в любой творческой, сложной области, очень тяжело купить готовый результат. По моему мнению, государство поможет, поддержав те коллективы, которые уже сложились и успели что-то сделать, где есть какие-то интересные наработки и идеи. Попытка начать писать какое-нибудь «национальное» решение с нуля обречена на провал. Необходимо уже сформировавшимся командам помогать получать «длинные» стабильные деньги для того, чтобы они могли совершенствовать свои решения и выходить на международный рынок.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Представительства