Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Перспективы развития виртуальных операторов в России

29 июня 2016 , Telecom Daily

Колонка партнера AT Consulting Игоря Хомича в издании Telecom Daily

_______

31 мая был объявлен запуск виртуального оператора «Атлас», еще с 2013 года в узких кругах ИТ-индустрии начались разговоры о том, что в Москве и Петербурге ожидается появление нового игрока на телеком-рынке. Для мировой индустрии такая технология уже не является новинкой, поскольку первый MVNO (mobile virtual network operator) появился еще в 1999 году в Великобритании. Сегодня технологии виртуального оператора могут смело соперничать с реальными операторами сотовой связи.

Рынок сотовой связи долгое время был одним из самых инновационных и быстрорастущих, а высококонкурентным остается и по сей день. Однако когда услуга сотовой связи потеряла свою уникальность и приобрела статус обязательной потребительской услуги, встал вопрос распространения этих технологий на малонаселенных территориях. Сотовые операторы хорошо конкурируют в больших городах, но крайне неохотно обеспечивают покрытием обширные территории нашей необъятной страны, автомобильные и железные дороги, удаленные деревни и т.д. Одним из способов директивного расширения сетей общего доступа является консолидация — сокращение издержек за счет масштаба и монополизации сетей. Стимулирование государством появления на рынке MVNO фактически подрывает основы привычного существования текущих сотовых операторов и будет способствовать дальнейшей консолидации их технической инфраструктуры. Если регулятор и дальше будет активно лоббировать и форсировать появление этого направления на рынке, уже через каких-то пару-тройку лет виртуальные операторы с самыми различными формами монетизации станут обычным явлением и будут доступны в любом уголке страны.

Широко распространенные в цифровом мире модели реализации freemium («условно бесплатный») активно перебираются и в реальный мир. Согласно проекту «Атлас», услуги виртуальной сотовой связи будут предоставляться совершенно бесплатно. Стоит отметить, что при этом потребители, участвуя в схемах монетизации всех «бесплатных» услуг, часто даже не осознают, как именно они вовлечены в этот процесс. Например, проект «бесплатного» WiFi-доступа к сети интернет в московском метро окупает себя как за счет трансляции рекламных роликов, так и платной подписки, которая избавляет пользователей от необходимости просмотра рекламы и гарантирует более высокое качество связи. Сотовые операторы все чаще запускают проекты дополнительной монетизации: это и предоставление скоринговых данных финансовым организациям, и мобильные финансовые услуги, и всевозможные варианты монетизации партнерского трафика. Таким образом, модель «бесплатных» услуг связи обязательно заработает и займет свою нишу.

Независимых виртуальных операторов сейчас совсем мало, рынок находится на этапе формирования, поэтому оценивать положение MVNO пока рано. Основным барьером на пути развития этого рынка является и без того низкая относительно общемировых показателей стоимость услуг связи в России. Даже самая простая стратегия развития MVNO, основанная на дисконтировании, упирается в возможности реальных сотовых операторов, а варианты премиальных MVNO, которые обогащают услуги связи дополнительными сервисами, пока не получают широкого распространения из-за конкуренции с сервисами интернет-компаний. Но, несмотря на сложившиеся ограничения в России и мире, думаю, в скором времени будут появляться интересные проекты и новые виртуальные операторы, а рынок телекоммуникаций будет трансформироваться еще более энергично.

Отзывы

Альфа-Банк

Дмитрий Сережин, финансовый директор, блок «Финансы» Альфа-Банка

Сотрудничество с консультантами AT Consulting, учитывая их опыт и экспертизу, дают нам уверенность в качественном результате совместно реализуемых  проектов.

Отзывы

Альфа-Банк

Михаил Коленкин, первый заместитель руководителя блока ИТ Альфа-Банка

Стратегическим партнером Альфа-Банка в развитии Business Intelligence выступает компания AT Consulting, с помощью которой мы успешно осуществили ряд важных инфраструктурных и бизнес-проектов,  например таких, как миграция хранилища данных на новую платформу, запуск системы управления маркетинговыми кампаниями.

Представительства