Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru


Время потерь и приобретений

15 декабря 2014 , Профиль


Слушание по делу

11 декабря 2014 , Коммерсантъ FM

Революция импортозамещения – только в головах

22 декабря 2014 , Профиль

Сергей Шилов, управляющий партнер AT Consulting, поделился с читателями "Профиля" своим видением проблемы импортозамещения в ИТ.

_______

Идея импортозамещения в российском хайтеке, которая стала горячей темой в СМИ, нельзя назвать совсем уж свежей. Устойчивые слухи о рекомендациях пользоваться российскими программными продуктами циркулируют по рынку, по крайней мере, с 2008 года. Доля российских разработок в информационных системах отечественных предприятий год от года неуклонно растет. Думаю, не ошибусь, если скажу, что сегодня она составляет не менее половины используемых программных решений. Происходит это, кстати, без какого-либо конкретного вмешательства государства: слухи продолжают витать, но до сих пор не обрели форму законодательных актов или официальных распоряжений. Поэтому, по большому счету, наш ИТ-рынок, каким был, таким и остался. Разве что разговоры об импортозамещении стали активно использоваться в конкурентной борьбе. В реальной жизни ИТ-рынка, происходящей под давлением сокращающихся ИТ-бюджетов заказчиков, фактор импортозамещения проявляется пока в одной-единственной ипостаси – как вариант более экономного расходования средств.

Теоретически радикальный передел ИТ-рынка РФ может произойти даже в обозримом будущем. Конечно, не в сегменте оборудования и системного ПО. В этой части отечественные альтернативы дороже и, скажем честно, не столь качественные – над ними еще работать и работать.

Рыночные потрясения могут случиться в ограниченной области – в сфере прикладного ПО. Однако это существенный кусок российского «ИТ-пирога». Так, только для одной компании SAP российский рынок – третий по значимости в мире. Можно представить, насколько серьезно поменяется расклад рыночных игроков, если начнется реальное замещение вендоров такого рода в российских системах информатизации. И такой сценарий развития событий вполне возможен, так как российское прикладное ПО дешевле западного и в среднем выше качеством, чем зарубежные аналоги. Однако настоящая «революция» – не в головах, а на деле – случится в тот момент, когда отечественные интеграторы начнут поставлять на наш рынок не ИТ-решения, как происходит по сей день, а станут конкурировать на равных своими программными продуктами с западными аналогами. Это станет, действительно, революцией, поскольку продажа решений и продажа продуктов подразумевают принципиально различные бизнес-модели.

В чем разница этих бизнес-моделей? Залог конкурентоспособности при продаже решений – наличие success stories, то есть успешно выполненных проектов информатизации определенной тематики, которые следующие заказчики рассматривают для себя в качестве эталона отличной работы интегратора. А программный продукт – это особая сущность, которая живет своей жизнью. Продукт сам себя продает, приносит компании высокую добавочную стоимость, а при правильной организации бизнеса позволяет разработчику достичь высокой маржинальности. Правда, требует за эти «бонусы» особой финансовой поддержки, как на этапе разработки собственно коммерческого продукта, так и на этапе продвижения на рынок.

Без этого никак, потому что иначе не победить продукты западных конкурентов, которые вкладывают в маркетинг на территории РФ на несколько порядков больше денежных средств. Но даже если российские компании выделят сопоставимые маркетинговые бюджеты, необходим гарантированный рынок сбыта. А вот это – пул базовых заказчиков, обеспечивающих гарантированный рынок, – способна обеспечить только государственная воля. Собственно, по такой простой схеме реализуется алгоритм доминирования «родных» компаний в Германии, США, Китае. Именно это составляет суть успешного бизнеса западных вендоров на ИТ-продуктах. Все остальное – чистой воды маркетинг.

Получается, что «революции импортозамещения» ждать в России пока не приходится. Даже растущая популярность свободного программного обеспечения (СПО) не способна принципиально изменить ситуацию, несмотря на то, что СПО реально дешевле лицензионных аналогов. Вопрос выбора между СПО и лицензионным ПО для проекта упирается в риски. В частности, для применения СПО нужно уметь правильным образом организовывать работу с этим программным обеспечением. Есть также спорные вопросы в части безопасности информационных систем на базе СПО: в отличие от глобального вендора, который обещает вам в случае чего бесперебойную работу информационных систем, в ситуации с СПО никто, никому, ничего не гарантирует.

В конечном итоге вся судьба импортозамещения в российском хайтеке зависит от того, кто будет брать на себя соответствующие риски. Скажем, риск сбоев в работе при использовании СПО или иных новых технологий может взять на себя крупный системный интегратор, если по количеству сотрудников, обороту, устойчивости бизнеса он сравним с заказчиком. А вот превращение российских разработок в промышленное системное ПО, например, СУБД или операционную систему, – задача с рисками совсем другого масштаба. Все очень просто: чем масштабнее задача импортозамещения, тем выше риски перехода «на отечественное» и, следовательно, тем крупнее должна быть компания, гарантирующая заказчикам нормальную беспрерывную работу. Соответственно, снимать риски самых серьезных «замещений» – удел государства.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Отзывы

Сбербанк

Виктор Орловский, член правления, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России»

Мне нравится работать с AT Consulting в первую очередь потому, что эксперты компании нацелены на получение требуемого результата, не останавливаются перед трудностями, ищут новые решения и, как следствие, растут профессионально.

Представительства