Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru


Время потерь и приобретений

15 декабря 2014 , Профиль


Слушание по делу

11 декабря 2014 , Коммерсантъ FM

Революция импортозамещения – только в головах

22 декабря 2014 , Профиль

Сергей Шилов, управляющий партнер AT Consulting, поделился с читателями "Профиля" своим видением проблемы импортозамещения в ИТ.

_______

Идея импортозамещения в российском хайтеке, которая стала горячей темой в СМИ, нельзя назвать совсем уж свежей. Устойчивые слухи о рекомендациях пользоваться российскими программными продуктами циркулируют по рынку, по крайней мере, с 2008 года. Доля российских разработок в информационных системах отечественных предприятий год от года неуклонно растет. Думаю, не ошибусь, если скажу, что сегодня она составляет не менее половины используемых программных решений. Происходит это, кстати, без какого-либо конкретного вмешательства государства: слухи продолжают витать, но до сих пор не обрели форму законодательных актов или официальных распоряжений. Поэтому, по большому счету, наш ИТ-рынок, каким был, таким и остался. Разве что разговоры об импортозамещении стали активно использоваться в конкурентной борьбе. В реальной жизни ИТ-рынка, происходящей под давлением сокращающихся ИТ-бюджетов заказчиков, фактор импортозамещения проявляется пока в одной-единственной ипостаси – как вариант более экономного расходования средств.

Теоретически радикальный передел ИТ-рынка РФ может произойти даже в обозримом будущем. Конечно, не в сегменте оборудования и системного ПО. В этой части отечественные альтернативы дороже и, скажем честно, не столь качественные – над ними еще работать и работать.

Рыночные потрясения могут случиться в ограниченной области – в сфере прикладного ПО. Однако это существенный кусок российского «ИТ-пирога». Так, только для одной компании SAP российский рынок – третий по значимости в мире. Можно представить, насколько серьезно поменяется расклад рыночных игроков, если начнется реальное замещение вендоров такого рода в российских системах информатизации. И такой сценарий развития событий вполне возможен, так как российское прикладное ПО дешевле западного и в среднем выше качеством, чем зарубежные аналоги. Однако настоящая «революция» – не в головах, а на деле – случится в тот момент, когда отечественные интеграторы начнут поставлять на наш рынок не ИТ-решения, как происходит по сей день, а станут конкурировать на равных своими программными продуктами с западными аналогами. Это станет, действительно, революцией, поскольку продажа решений и продажа продуктов подразумевают принципиально различные бизнес-модели.

В чем разница этих бизнес-моделей? Залог конкурентоспособности при продаже решений – наличие success stories, то есть успешно выполненных проектов информатизации определенной тематики, которые следующие заказчики рассматривают для себя в качестве эталона отличной работы интегратора. А программный продукт – это особая сущность, которая живет своей жизнью. Продукт сам себя продает, приносит компании высокую добавочную стоимость, а при правильной организации бизнеса позволяет разработчику достичь высокой маржинальности. Правда, требует за эти «бонусы» особой финансовой поддержки, как на этапе разработки собственно коммерческого продукта, так и на этапе продвижения на рынок.

Без этого никак, потому что иначе не победить продукты западных конкурентов, которые вкладывают в маркетинг на территории РФ на несколько порядков больше денежных средств. Но даже если российские компании выделят сопоставимые маркетинговые бюджеты, необходим гарантированный рынок сбыта. А вот это – пул базовых заказчиков, обеспечивающих гарантированный рынок, – способна обеспечить только государственная воля. Собственно, по такой простой схеме реализуется алгоритм доминирования «родных» компаний в Германии, США, Китае. Именно это составляет суть успешного бизнеса западных вендоров на ИТ-продуктах. Все остальное – чистой воды маркетинг.

Получается, что «революции импортозамещения» ждать в России пока не приходится. Даже растущая популярность свободного программного обеспечения (СПО) не способна принципиально изменить ситуацию, несмотря на то, что СПО реально дешевле лицензионных аналогов. Вопрос выбора между СПО и лицензионным ПО для проекта упирается в риски. В частности, для применения СПО нужно уметь правильным образом организовывать работу с этим программным обеспечением. Есть также спорные вопросы в части безопасности информационных систем на базе СПО: в отличие от глобального вендора, который обещает вам в случае чего бесперебойную работу информационных систем, в ситуации с СПО никто, никому, ничего не гарантирует.

В конечном итоге вся судьба импортозамещения в российском хайтеке зависит от того, кто будет брать на себя соответствующие риски. Скажем, риск сбоев в работе при использовании СПО или иных новых технологий может взять на себя крупный системный интегратор, если по количеству сотрудников, обороту, устойчивости бизнеса он сравним с заказчиком. А вот превращение российских разработок в промышленное системное ПО, например, СУБД или операционную систему, – задача с рисками совсем другого масштаба. Все очень просто: чем масштабнее задача импортозамещения, тем выше риски перехода «на отечественное» и, следовательно, тем крупнее должна быть компания, гарантирующая заказчикам нормальную беспрерывную работу. Соответственно, снимать риски самых серьезных «замещений» – удел государства.

Отзывы

Росгосстрах

Мария Вожегова, член правления, вице-президент по ИТ и операциям ОАО «Росгосстрах»

Я ценю наше партнерство с AT Consulting и тот подход, который компания использует в работе с заказчиком. Особенно для наc важно то, что специалисты AT Consulting всегда нацелены на выстраивание долгосрочных отношений на взаимовыгодных условиях.

Отзывы

Oracle

Валерий Лановенко, Вице-президент, Глава представительства Oracle

Профессиональный статус Oracle Platinum Partner, подтвержденный специализациями по нашим лидирующим ERP, CRM, EPM-системам, по достоинству характеризует глубокую экспертизу AT Consulting, высокие стандарты работы и четкое понимание требований рынка.

Представительства