Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Стратегический вопрос

27 февраля 2017 , Эксперт

Развитие систем электронного здравоохранения тормозится в первую очередь отсутствием стратегии развития внедрения информационных технологий в медицине. Об этом в интервью «Эксперту» говорит Светлана Скрипникова, директор практики медицинских проектов компании AT Consulting.

_______

Что вы в целом думаете о состоянии информатизации здравоохранения у нас в стране?

Светлана Скрипникова:
— Проекты реализуются в основном на уровне регионов и учреждений. И здесь есть успешные примеры, когда информационные технологии действительно повышают качество медицинского обслуживания. На федеральном уровне, к сожалению, очень мало инициатив, и в течение последних трех лет происходит определенная стагнация. Такое положение дел обусловлено отсутствием комплексного подхода к развитию ИТ, нацеленных на повышение эффективности здравоохранения в условиях жестких финансовых ограничений.

Каковы основные проблемы в этой области, что нужно сделать для их преодоления?

Светлана Скрипникова:
— Можно выделить следующие аспекты. Во-первых, такие нормативно-правовые акты, регулирующие ключевые вопросы ИТ в медицине, как легитимность и структура электронных документов, телемедицина, информационная безопасность и многие другие уже длительное время находятся в стадии разработки и согласования. Необходимо прийти к какому-то результату. Во-вторых, понимание стратегических целей внедрения ИТ в медицине зачастую сводится к обслуживанию интересов органов управления здравоохранением. В то время как должны учитываться интересы непосредственных исполнителей медицинских процессов. Ведь существенно повысить удовлетворенность населения медпомощью можно как раз за счет освобождения врача от трудоемкого ручного заполнения медицинской документации, что является одним из главных эффектов информатизации.

Кроме того, можно говорить о том, что ИТ-отрасль сегодня не готова в полной мере предоставить медицинским организациям инструменты, отвечающие запросам бизнес-пользователей. Обеспеченность ресурсами (профессиональными, финансовыми и материальными) не соответствует высокозатратным технологиям, традиционно применяемым в медицине.

Надо заметить, что исходный уровень развития «медицинского» ИТ в стране сильно дифференцирован, то есть присутствует некое «цифровое неравенство» регионов и медицинских организаций. Лидеры по информатизации — Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Владимирская, Белгородская, Ульяновская области, Татарстан, ХМАО и некоторые другие регионы.

Есть много первоочередных задач, которые надо было решать уже давно. Необходимо определить стратегию развития медицины, значимым элементом которой должно быть развитие ИТ. Нужно повышать уровень информатизации здравоохранения, уровень элементарной компьютерной грамотности. Необходима организация центров компетенции на уровне государства и регионов, оценка уровня развития системы здравоохранения по уровню здоровья, а не по уровню заболеваемости.

Расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких проектах в этой сфере, реализованных вашей компанией. В чем была их специфика? Какие преимущества дало их внедрение?

Светлана Скрипникова:
— В качестве примера могу привести проект в Алтайском крае, где AT Consulting автоматизировала работу скорой помощи 58 населенных пунктов. Облачная система диспетчеризации обеспечивает прием и регистрацию звонков, распределение машин с помощью ГЛОНАСС, автономное заполнение карт вызова и ряд других функций. Внедрение проходило поэтапно, с адаптацией под региональные особенности работы скорой помощи, а также интеграцией с региональной медицинской информационной системой. При этом регион получил результат (снижение времени ожидания скорой, снижение расхода ГСМ, достоверные данные о работе бригад) при относительно небольших вложениях.

Ваши ближайшие планы в области e-медицины, прогноз об информатизации здравоохранения в РФ: какие факторы будут определять развитие этого сегмента ИТ-рынка?

Светлана Скрипникова:
— Развитие информационных технологий неизбежно по многим направлениям: телемедицина, индивидуальная диагностика, персонифицированное лечение, обмен знаниями, экономия ресурсов. Но темп развития может не соответствовать уровню стран-лидеров, одной из которых мы, несомненно, хотим стать. Определяющим фактором будет уровень поддержки со стороны государства. Существующая система не стимулирует появление новых, высокоэффективных ИТ-решений, не вовлекает главное действующее лицо — пациента — в процесс поддержания здоровья. В будущем этот тренд должен смениться, иначе нас ждет длительное отставание.

Отзывы

Oracle

Валерий Лановенко, Вице-президент, Глава представительства Oracle

Профессиональный статус Oracle Platinum Partner, подтвержденный специализациями по нашим лидирующим ERP, CRM, EPM-системам, по достоинству характеризует глубокую экспертизу AT Consulting, высокие стандарты работы и четкое понимание требований рынка.

Отзывы

Альфа-Банк

Дмитрий Сережин, финансовый директор, блок «Финансы» Альфа-Банка

Сотрудничество с консультантами AT Consulting, учитывая их опыт и экспертизу, дают нам уверенность в качественном результате совместно реализуемых  проектов.

Представительства