Анастасия Михалицина — Старший PR-менеджер
тел.: +7 (495) 748-05-75 | доб. 3053
E-mail: amikhalitsina@at-consulting.ru

Вложения принесут выгоду

20 августа 2013 , Российская Бизнес-газета

Управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов рассказал читателям «Российской Бизнес-газеты», как просчитать эффективность ИТ-инвестиций для предприятия.

_______

При планировании инвестиций в информационные технологии прежде всего нужно помнить, что ИТ – это инструмент для достижения бизнес-целей. Цели могут быть разные: от увеличения продаж и сокращения издержек до повышения внутренней эффективности предприятия. В условиях стагнации, когда многие сектора экономики не растут или показывают слабый рост, вопрос инвестиций в ИТ встает особенно остро. Как оценить целесообразность инвестиций, делать ли их вообще, сокращать или увеличивать? Ответ зависит от принятой в компании стратегии. Если организация не имеет четкой и понятной стратегии развития, инвестиции необходимо сокращать и оставлять наиболее критичные для бизнеса – такие как докупка лицензий, развитие уже внедренных ИТ-систем под нужды тех или иных пользователей, обновление в разумных пределах аппаратных средств. Однако если компания имеет конкретные цели, например планирует увеличить долю рынка даже на небольшой процент, поднять объем продаж, уменьшить время доставки нового продукта на рынок, грамотные вложения в ИТ помогут достичь их значительно быстрее. Таким образом, систематизированный подход, основанный на целях и планах организации, позволит сформировать портфель ИТ-проектов, влияющих на стратегически важные процессы.

После того как задачи поставлены и определены показатели, которыми измеряется динамика их решения, разрабатывается "дорожная карта", включающая набор мероприятий, приводящих к требуемому результату. Практически всегда в розничном бизнесе и очень часто в корпоративном эти мероприятия подразумевают внедрение ИТ. К примеру, гибкая фронт-офисная система, обладающая широким функционалом в части управления взаимоотношениями с клиентами, поможет розничному банку увеличить продажи за счет сокращения времени принятия решения по выдаче кредита и пр. Если решение о внедрении принято, необходимо провести разумный тендер, оценить стоимость владения ИТ-системой минимум на пять лет вперед, включая ее поддержку и развитие, а также экономическую эффективность проекта, выбрать оптимального поставщика и подрядчика. Очень важно заключить грамотный контракт, четко отражающий договоренности, которые были достигнуты на тендере. В договоре необходимо прописать на несколько лет вперед лицензионную политику, штрафные санкции за срыв сроков и, возможно, список конкретных специалистов, которые будут выполнять работы. В ходе реализации проекта следует не только оценивать результаты с точки зрения ИТ (внедрили/не внедрили), но и отслеживать выполнение бизнес-задач, поставленных изначально.

Экономическое обоснование ИТ-проекта должно выливаться в создание бизнес-кейса. Этот документ описывает структуру и план инвестирования, ожидаемые выгоды, структуру и план доходов, анализ рисков и потенциальные возможности. В самом начале делаются предположения, что при внедрении ИТ, например, увеличатся продажи. Расчет экономической эффективности в этом случае строится на том, что при инвестиции Y рублей в новую ИТ-систему компания получит X рублей дополнительного дохода на каждого клиента. Если же будущий ИТ-проект влияет на внутреннюю эффективность предприятия, измерить его результаты и писать бизнес-кейс сложнее. Тем не менее это возможно. Например, при внедрении системы управления материальными запасами можно сделать предположение, что автоматизация приведет к более рациональному использованию складских запасов, а при внедрении комплексного программного обеспечения для финансового планирования – к более эффективному использованию финансовых ресурсов. Однако кто, кроме как бизнес-подразделение, сможет адекватно оценить ожидаемый эффект? Очевидно, что построение бизнес-кейса для развития конкретной ИТ-системы – это задача, требующая серьезного вовлечения бизнес-подразделений в оценку экономического эффекта. И если конкретное бизнес-подразделение компании готово подписаться под конкретными цифрами ожидаемого эффекта, то с уверенностью можно сказать, что в компании есть твердое понимание того, с какой целью вкладываются деньги в конкретный ИТ-проект и какой от него ожидается результат.

До 2008 года компании готовили бизнес-кейсы, однако после завершения проектов никто не сравнивал полученные результаты с заявленными изначально показателями. В настоящее время ситуация изменилась. Большинство заказчиков внимательно относятся к расходам на ИТ, тщательно просчитывают перспективы их возврата. Для успеха проекта одного только факта внедрения ИТ-системы уже недостаточно. Основной критерий удачной автоматизации сейчас – это соответствующая ожиданиям прибыль или экономия.

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы при планировании инвестиций в ИТ компании отталкивались от актуальных и конкретных потребностей бизнеса, ориентировались на конкретного заказчика со стороны бизнес-подразделений. В то же время нужно понимать, что решение бизнес-задач является комплексом мер, из которых развитие ИТ может быть одной из самых важных, но не единственной мерой.

Инвестиции в ИТ являются частью комплексной инвестиционной и бизнес-стратегии. Поэтому они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с другими стратегическими направлениями и всеми мероприятиями, направленными на развитие и повышение эффективности бизнеса.

Отзывы

Альфа-Банк

Дмитрий Сережин, финансовый директор, блок «Финансы» Альфа-Банка

Сотрудничество с консультантами AT Consulting, учитывая их опыт и экспертизу, дают нам уверенность в качественном результате совместно реализуемых  проектов.

Отзывы

Альфа-Банк

Михаил Коленкин, первый заместитель руководителя блока ИТ Альфа-Банка

Стратегическим партнером Альфа-Банка в развитии Business Intelligence выступает компания AT Consulting, с помощью которой мы успешно осуществили ряд важных инфраструктурных и бизнес-проектов,  например таких, как миграция хранилища данных на новую платформу, запуск системы управления маркетинговыми кампаниями.

Представительства